По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, около 22,5% выявляемых в рекламе нарушений относятся к распространению недостоверных сведений. Как регламентируется достоверность информации в рекламной продукции и какие ошибки рекламодатели совершают чаще всего.
Понятие «недостоверности» в законе «О рекламе»
Главный документ в этой сфере – Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года. В пункте 3-ем статьи 5-ой данного законодательного акта приводится исчерпывающий список случаев, при которых рекламная продукция содержит недостоверные сведения. Несколько важных моментов:
- запрет на использование товарных знаков, текстовых материалов, музыкальных треков без согласия правообладателя;
- не допустимы некорректные сравнения рекламируемого товара с конкурентами;
- ошибки в макетах: недостоверные сведения о товарах, услугах, условиях их предоставления.
Всего в указанном пункте 20 подпунктов, каждый из которых должен соблюдаться при создании рекламного объекта.
Самые распространенные ошибки рекламодателей
При том, что в законе дается четкий и исчерпывающий перечень запретов и требований, рекламодатели часто не учитывают какие-то нюансы. Перечислим самые распространенные ошибки.
Несоответствующие действительности сведения
Часто в рекламных роликах, на билбордах или в объявлениях дается недостоверное описание продукции, ошибочные сведения, устаревшая информация. Например, компании часто забывают внести корректировки в рекламу после изменения условий промо-акций.
Так, в 2019 году ФАС наложил штраф на известный сайт «Кинопоиск». На промо-странице указывалось, что новые клиенты могут 30 дней бесплатно пользоваться сервисом. Но это были условия старой акции, а по новой программа лояльности сократилась до недели.
Использование превосходной степени в слоганах
Сколько раз мы видели в рекламе эпитеты «лучший», «вне конкуренции», «номер один» и т.д. На самом деле, в абсолютном большинстве случаев такие превосходные сравнительные характеристики являются грубым нарушением. Рекламодатели должны знать об этом и избегать ошибок, которые могут привести к штрафу.
Некорректное применение дисклеймеров
В разных видах рекламы сегодня широко применяются дисклеймеры. Рекламодатели отсылают нас к другим документам, исследованиям, как бы снимая с себя ответственность. Но в дисклеймерах зачастую просто нет указанной в рекламе информации. Это грубое нарушение.
Заказывая рекламную продукцию, обязательно оговаривайте с оператором услуг все аспекты достоверности создаваемых промо-материалов.